ART ARTT.SU

SOTHEBY'S ART GALLERY

Museums – Louvre /2/

Лувр становится музеем.

Идея достойного служения идеалам Прогресса и, в связи с этим, превращения Лувра в общедоступный музей наук и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине 18 в. Художник Гюбер Робер предложил проект перестройки Большой галереи с целью создания в ней 
верхнего освещения через застекленный потолок (проект был осуществлен в начале 19 в.)

В 1793 часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Однако работы в нем продолжались. Особенно грандиозный 
размах они приняли при Наполеоне Бонапарте. Крупнейшие архитекторы этой эпохи Ш.Персье и П.Фонтен значительно расширили площадь Лувра 
за счет новых пристроек. В это время была возведена еще одна галерея, параллельная Большой галерее.

Работы по реконструкции Лувра и увеличению его площади продолжали осуществляться и в последующие десятилетия, особенно интенсивно они производились в годы правления Наполеона III (с 1848).

После падения его режима в 1870 началась реконструкция зданий Лувра и строительство новых помещений, которое продолжается вплоть до 
нашего времени. С тех пор как Лувр перестал служить одной из резиденций властей Франции, бывшие административные помещения стали 
постепенно освобождаться и передаваться музею. Этот процесс затянулся на долгие годы. Только в 1960–1980-е последние административные 
учреждения покинули Лувр. К 1980-м в распоряжение музея перешел весь комплекс зданий, включая северное крыло, где до недавнего времени располагалось министерство финансов.

Новый этап строительных работ наступил в 1980-е, когда началось осуществление проекта «Большого Лувра», предпринятого по инициативе 
президента Ф.Миттерана: перепланировка центра Лувра и устройство нового входа в музей. Проект разработал американский архитектор 
китайского происхождения Ео Минг Пей. Он создал большую стеклянную пирамиду, поднявшуюся в центре Двора Наполеона, а вокруг нее три 
пирамиды поменьше. Рецепт стекла для пирамид был специально разработан в соответствии с новейшими технологиями так, что эта конструкция 
излучает свет. Между пирамидами расположился треугольный бассейн из темного камня, едва возвышающийся над уровнем земли. 
Завершается композиция, которую архитектор назвал «ландшафтом», фонтаном.

В настоящее время вход в музей расположен в большой пирамиде. В центральную колонну вмонтирован лифт. В главном вестибюле 
расположились различные службы музея, билетные кассы, доска объявлений, гардероб и др. 
По установленным здесь эскалаторам можно подняться в разные залы музея.

Во время проведения строительных работ под двором Лувра, называемом «кур карре» – квадратный двор, были раскрыты фундаменты, 
часть стен и помещений старинной цитадели, построенной в 13 в. при Филиппе Августе. Этот комплекс, получивший название 
«Средневековый Лувр», стал новым подразделением музея.

История приобретения коллекций Лувра.

Уже в 15 в. во Франции пробудился интерес к коллекционированию памятников искусства. В 15–16 вв., во время военных походов в 
Италию, французские короли не упускали возможности вывезти из этой страны античные статуи и другие художественные ценности. 
Так, король Карл VIII, захватив Флоренцию в 1494, перевез во Францию многие сокровища дворца Медичи и другие трофеи. 

Однако подлинным основоположником политики покровительства искусствам и планомерного приобретения коллекций был французский 
король Франциск I (годы правления 1515–1545). 

Он не только использовал любую возможность получить произведения искусства (главным образом, работы итальянских мастеров), но 
и стремился переселить во Францию самых лучших художников. Среди 74 иностранных художников, работавших в это время во Франции, 
73 были итальянцами. 

В числе тех, кто прибыл в эту страну по приглашению короля, были Леонардо да Винчи (годы пребывания во Франции 1517–1519), 
прославленный ювелир и скульптор из Флоренции Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Россо, Приматиччо, Пермиджанино и 
многие другие. 

Леонардо да Винчи умер во Франции, все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Франциском I, в том числе 
знаменитая Джоконда. Тогда же во Францию были привезены Рабы Микеланджело, позднее попавшие в коллекцию Лувра.


Пополнение коллекций продолжалось и в последующие годы. Мария Медичи – регентша при малолетнем короле Людовике XIII заказала 
П.Рубенсу цикл, состоящий из 21 картины с изображением событий ее жизни. Картины предназначались для Люксембургского дворца, 
в 1846 они были переданы в Лувр.

Особенный размах собирательская деятельность получила в 17 в. Не только короли Франции, но и многие другие любители искусства 
имели богатейшие коллекции, например, всесильные министры: Ришелье, Мазарини, банкир Кроза. Большая часть коллекций Ришелье и 
Мозарини была унаследована Людовиком XIV. Король проявлял исключительный интерес к искусству, по его заказам французскими 
мастерами были созданы многочисленные картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, значительная часть 
которых сейчас находится в разных отделах Лувра. 

Тогда была приобретена большая часть коллекции картин Пуссена (у Людовика XIV их было 31), а также Рубенса. 
После смерти Рембрандта в 1669, Людовик XIV распорядился скупить все, что осталось в его мастерской. В течение 3 лет для 
королевской коллекции покупали картины этого мастера.

Особенно усердно старался приумножить королевские коллекции первый министр короля Кольбер. За годы его деятельности они 
увеличились с 200 картин до 2000.

Уже не столь масштабные приобретения делались и в последующие десятилетия. Тогда были куплены многие картины нидерландских 
мастеров 15–16 вв., ранее не привлекавшие к себе внимания.

После французской революции 1789, королевские коллекции, а также собрания, принадлежавшие эмигрантам, были национализированы, 
некоторые иконы и церковная утварь поступили из храмов.

К 1793 в Лувре насчитывалось 500 картин и 155 других художественных предметов, большая часть из них происходили из королевских 
коллекций. Располагались они в основном в Большой галерее >>>>>